11 Мар 2016

Рассмотрим разные способы подготовки к экзаменам, проанализируем возможные плюсы и минусы каждого.
Итак, занятия с репетитором, самостоятельная подготовка, посещение курсов при университете, занятия в мини-группах?

Система ГИА для Крыма новая и находится на стадии внедрения. Возможно, именно поэтому имеет место некоторая неосведомленность по вопросам экзаменов. Необходимо время, чтобы и учителя, и ученики полностью прояснили суть такой формы экзаменов и определились с наиболее действенной методикой подготовки. Когда специфика ГИА станет для всех понятной, возникнет и действенная система подготовки к школьным экзаменам. Сама форма испытаний уже не будет вызывать недоумение, а наоборот, станет восприниматься как абсолютно нормальное явление для каждого школьника. Подробнее о школьных экзаменах здесь http://sevdelta.ru/abbreviaturyi-shkolnyih-ekzamenov/.

Школьники, сдающие ЕГЭ, ОГЭ сталкиваются с рядом вопросов. Как подготовиться к экзамену? Какие материалы использовать для подготовки? Как проходит экзамен? Что нужно знать к экзамену?

Среди популярных способов подготовки есть такие, как самостоятельная подготовка, занятия с репетитором, посещение курсов при университете, занятия в мини-группах. Остановимся на каждом способе подробнее.

Занятия с репетитором.

Преподаватель занимается с учеником индивидуально. Предполагается, что такая форма позволяет досконально проработать нюансы темы и объяснить трудности, возникающие у конкретного ученика. Ведь с англ. «repeat» – «повторение». Скорость обучения определяется способностями ученика. Такой формат подойдет для детей с отличной начальной подготовкой по предмету, которые быстро запоминают новый материал и усваивают в ускоренном темпе. Им будет просто скучно работать в более медленном ритме класса. Такие занятия направлены не столько на закрепление знаний, сколько на их углубление, расширение, поиск новых решений. Индивидуальные занятия будут хороши и для детей с недостаточным уровнем знаний. В этом случае целью является восполнение пробелов и тренировка способности практического применения изученного. Следует помнить, что любой недостаток, в том числе и знаний, восполняем, главное – вовремя понять, что необходимо, определиться с целями и расставить приоритеты. При желании и усердии ученика пробелы устраняются достаточно быстро.

Плюсы:

  • Индивидуальный подход;
  • Возможность задавать вопросы;
  • Контроль успеваемости.

Минусы:

  • Поиск хорошего преподавателя;
  • Однонаправленное взаимодействие (преподаватель – ученик);
  • Высокая стоимость занятий.

Самостоятельная подготовка.

Еще один распространенный способ подготовки – это, когда ученик говорит, что подготовится самостоятельно. Да, именно говорит. Конечно, есть люди со стальной волей, способные дисциплинировать себя и изо дня в день выполнять задания по выбранной схеме, заучивать правила и разбираться в материале, возможно, прибегая к помощи родителей, сведущих друзей и Интернета.

Плюсы:

  • Развивает навыки поиска и отбора информации, аналитические способности и самодисциплину;
  • Готовиться можно не выходя из дома;
  • Практически бесплатно (не учитывая стоимость сборников упражнений и учебников).

Однако здесь есть свои минусы:

Такой способ требует большей затраты времени. Время распределяется не только непосредственно на заучивание и выполнение заданий, как и в других способах, но и на поиск необходимого материала, его обработку, проверку на достоверность. Материалы, публикуемые на общедоступных социальных порталах, часто содержат ошибки и неточности. Это важно учесть.

Большое количество вопросов, которые естественно возникают в процессе любого обучения, имеют шанс остаться без ответа.

Выбор ориентиров. Что брать за пример во время подготовки? На какие методические рекомендации опираться? Какое учебное пособие лучше выбрать? Поиск ответов на эти вопросы ложится на плечи ученика.

Отсутствие контроля и корректировки знаний.

Навыки по управлению временем. Необходимо спланировать время подготовки так, чтобы все успеть. При этом важно не упустить и время на отдых!
Естественно, такой способ подготовки хорош, он развивает самостоятельность и ответственность, но требует больше усилий со стороны ученика и его родителей.

Желание окунуться в студенческую жизнь и подготовиться не только к выпускным экзаменам, но и вступительным приводит школьников на курсы подготовки при университетах. Обычно занятия ведутся преподавателями вузов в форме лекций, рассчитанных на большие аудитории. Готов ли школьник к такому формату? Успеет ли он записать тезисы? И как он поймет, где тезис? 

Плюсы:

  • Знакомство с атмосферой вуза;
  • Знакомство с преподавателями и их требованиями;
  • Знакомство с будущими коллегами-студентами;
  • Преимущественно теоретический материал по вопросам экзамена;
  • Надежда на поступление;
  • Низкая стоимость занятий.

Минусы:

  • Количество вопросов, заданных преподавателю, ограничено временем занятия;
  • Индивидуальный подход отсутствует;
  • Контроль успеваемости учеников отсутствует;
  • Самостоятельная отработка практической части;
  • Однонаправленное взаимодействие (преподаватель – аудитория).

Новым форматом подготовки к экзаменам для Крыма являются занятия в мини-группах. Такую форму можно считать оптимальным вариантом при подготовке к экзаменам. Занятия проходят в малых группах (3 — 8 человек), что создает особую камерную атмосферу комфорта и безопасности. Обучение в мини-группах позволяет ученикам восполнить возможные пробелы в знаниях, научиться взаимодействовать в группе: не просто слушать преподавателя, но и слышать товарищей по группе, анализировать типовые ошибки, корректно и доказательно вести дискуссию. При разборе некоторых тем для более эффективного усвоения как раз и требуются подобные обсуждения, в ходе которых ученик усваивает не только свой путь решения задачи, раскрытия темы, например, но и учитывает возможные варианты посредством предложений других учеников, вникает в ход их мыслей. В мини-группе ученик всегда находится в курсе своих достижений и пробелов, что само по себе является дополнительной мотивацией.

Что происходит на занятиях в мини-группах:

— стандартизированность заданий экзаменов позволяет преподавателю одновременно работать с несколькими учениками;
— студенты учатся слушать друг друга, замечать ошибки и неточности, формулировать вопросы;
— создаются условия для обсуждения решения задач, что позволяет учесть разные варианты, увидеть альтернативные способы решения;
— регулярное выполнение типовых заданий в условиях приближенных к экзаменационным;
— обмен информацией, общение;
— дополнительная мотивация к работе на результат.

Итак,
Плюсы:

  • Индивидуальный подход;
  • Контроль успеваемости;
  • Теория + практика;
  • Возможность задавать вопросы, участвовать в дискуссии;
  • Мотивация;
  • Разнонаправленность общения (интерактивный подход, коммуникация внутри группы);
  • Средняя стоимость занятий.

Минусы:

  • Не выявлено;
  • Индивидуальная непереносимость групповых занятий.

Развитие разных подходов к обучению позволяет каждому выбрать наиболее эффективный способ для себя. При этом стоит учесть индивидуальные особенности восприятия, интересы и цели обучения. Так же необходимо иметь в виду, что готовиться к ответственным экзаменам следует заранее. Не требуйте от себя или своего ребенка невозможного! Любой итоговый экзамен предполагает наличие у школьника знаний всей десятилетней программы по предмету. Понятно, что освоить такой объем информации обычному человеку без суперспособностей за месяц или два крайне проблематично. Куда лучше спокойный, размеренный ритм занятий по расписанию.

Выбор – за Вами!

Полное и частичное копирование материалов статьи возможно только с прямой ссылкой на сайт http://sevdelta.ru